Степан Терещенко

Художник цифровой реальности

Я диджитал художник, увлеченный стремительной эволюцией современных технологий. Я создаю виртуальные пространства между современным миром и новой цифровой реальностью, чтобы подготовиться к грядущему прорыву в web 3.0.

Манифест

Я создаю цифровой визуал в новой интернет эстетике.


Меня вдохновляют исследования на стыке философии, психологии и фантастики, посвященные эмоциональному восприятию пространства. Чем отличается восприятие материального и виртуального пространства? Что будет, когда виртуальное пространство завладеет чувствами человека? Какие возможности и опасности таит в себе метапространство? Эти темы я раскрываю в своих работах через эстетику цифрового пространства. Я стремлюсь дать зрителю непривычный опыт восприятия виртуального мира, вовлечь, удивить. Для этого я создаю фантазийные ландшафты, в которых есть как узнаваемые артефакты повседневности, так и не существующие элементы. Их можно оценивать по таким критериям, как правдоподобность, простор, пустота, масштабность, искусственность.


Я работаю в технике цифровой 3d-графики. результат работы - яркие видео, а так же растровые изображения высокого и сверхвысокого разрешения. Мои арты применимы для трансляции на крупных экранах, высококачественной печати на фотообоях, световых коробах и в качестве картин. Цифровой арт в новой эстетике преобразит крупное общественное пространство, витрину, домашний интерьер или дополнит частную коллекцию искусства.


Я создаю странный трехмерный мир с помощью компьютерной графики и показываю его в фотореалистичных кадрах и видео. Зритель никогда не увидит всей объективной реальности этого мира, но может сам придумать ее. Я изготавливаю материальные копии отдельных объектов из виртуального мира с применением технологии 3D-печати, чтобы можно было рассмотреть их в реальности. Так объекты обретают новые качества предметности: осязаемость, вес, масштаб, функция. Демонстрируя один и тот же объект в виртуальном и материальном мирах, я исследую противоречия в восприятии традиционного и цифрового миров.

Биография

Степан Терещенко родился в 1995г в г. Ставрополе. В 2013 – 2018гг. жил в Ростове-на-Дону, учился в Академии архитектуры и искусств на направлении «Архитектура». С 2018г. живет в Санкт-Петербурге. В 2020г. закончил магистратуру по направлению «Дизайн архитектурной среды» в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете. С 2017г. работает архитектором-дизайнером. С 2021г. создает цифровую зd-графику, ведет активную выставочную деятельность.


С раннего возраста регулярно посещал галереи, фестивали современного искусства и дизайна. На формирование творческого кругозора повлияли техники инсталляции, кинетического искусства, бумажной пластики. Мечтал заниматься 3D анимацией.


Во время работы над магистерской диссертацией погрузился в мультидисциплинарное исследование на стыке философии, психологии, дизайна. Оно вдохновило на поиски выражения через современное искусство. Так был создан художественный проект Лиминальные пространства, работы из которого были представлены на выставках в Санкт-Петербурге, Лондоне и других городах, на международном фестивале искусства в Новосибирске. Параллельно в 2021г реализовал свой первый кураторский проект «Единое бессознательное народное явление» в Санкт-Петербурге, собравший мультимедийную экспозицию с участием 20 авторов из разных регионов России.


Концепция творчества основана на художественном осмыслении виртуального пространства, его возможностей, особенностей его восприятия, сравнении его с материальным миром. Вдохновение дают новости мира технологий, исследования в области психологии восприятия, научная фантастика 1960-х. Развиваться в выбранном направлении помогают интернет-ресурсы для взаимодействия авторов цифрового искусства. На творчество оказали влияние Дж. Гибсон, Ст. Лем, Р. Бофил, Т. Андо, Д. Нэш.


Своими главными достижениями считает специальный приз премии ASTA, участие в международном фестивале современного искусства с конкурсным отбором «ART WEEK 2022», коллаборации с музыкантами и общественными пространствами.

CV

Степан Терещенко
Цифровой художник
Санкт-Петербург, Россия
Год рождения: 1995

Telegram для личного общения
Telegram канал
Запрещенная соцсеть
ВК
E-mail: Liminalstore@yandex.ru


Сфера интересов

Создает абсурдное цифровое пространство. Экспериментирует с лаконичными трехмерными формами и насыщенными цветами в гиперреалистичном представлении. Выявляет художественную эстетику в случайных сочетаниях предметов повседневности через фотографию. Изучает физиологию и психологию зрительного восприятия. В 2020г. защитил магистерскую диссертацию по применению этой теории в области дизайна среды. Ищет возможности применения своих цифровых полотен для визуального оформления общественных пространств и событий.


Медиумы

Цифровая 3D-графика, видео-арт, инсталляция, мобильная фотография


Персональные выставки

2023г.:

  • «Лиминальный аттракцион». Masters Digital gallery. Санкт-Петербург
2022г.:

  • «Гиперсеть». Видеоарт, инсталляция. Видеосалон «Golyj Wood». Санкт-Петербург
  • «Битый пиксель». Инсталляция. Набережная парка 300-летия Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург

Групповые выставки

2022г.:

  • «Марафон групповых выставок» Sturm Curatory Group. Галерея «Arts Square Gallery». Санкт-Петербург
  • «Портрет художника». Выставка с интервью. Общественное пространство «Линии». Санкт-Петербург
  • «Цифровая религия». Центральный Дом Архитектора. Москва
  • «Аннигиляция». Выставка в рамках муз-арт фестиваля Lo-Fest. Креативное пространство «Лофт». Псков
  • «Выставка современного искусства». Клуб «Block 14». Санкт-Петербург
  • «Магазин современного искусства». Общественное пространство «Линии». Санкт-Петербург
  • «ICON». Boomer Gallery. Лондон, Англия
  • «Точка». Белая галерея. Новосибирск
  • Общественное пространство перед Центром культуры и отдыха «Победа». Новосибирск
  • «ARTWEEK». Вега-Абсолют. Новосибирск
  • 2021г.:
  • «Luna». Arton Gallery. Санкт-Петербург
  • W&P Gallery. Санкт-Петербург

Автор групповой выставки

«Единое бессознательное народное явление». Арт-пространство «Точка сборки». Санкт-Петербург. 2021


Фестивали и конкурсы

2022г.:

  • Участник первого международного конгресса TON CON AUTUMN 2022. Презентация арта «Объект 1»
  • Участник «Красненькой антибиеннале 2022». Инсталляция «Техно-мать». Санкт-Петербург
  • Спикер на «Бродячей антиконференции». Доклад «Лиминальная реальность». Санкт-Петербург
  • Выставка-вечеринка. Клуб VNVNC. Санкт-Петербург
  • Арт-событие SECUBA. Выставка в цифровом формате, арт-вечеринка в особняке Витали. Санкт-Петербург
  • Победитель Фестиваля оформления световых кубов стритарт команды Desarte 365. Работа «Ниша». Москва
  • Финалист Международного фестиваля современного искусства в Сибири «ARTWEEK 2022». Работа «Розовое пространство». Новосибирск
  • 2021г.:
  • Диплом Первой степени за участие в XXIX международном Смотре-конкурсе лучших выпускных квалификационных работ по архитектуре, дизайну и искусству МООСАО. Проект «Особенности проектирования городского интерьера на руинах комплекса экспортных зерновых складов XIX века в Ростове-на-Дону». Научный руководитель: В.В. Шефер. Москва
  • Финалист Международной биеннале современного искусства "Universe of art". Dagtac Holding. Работы «Розовое пространство», «Две трубы», «Оболочка». Онлайн, 2021-2022
  • 2020г.:
  • Номинант Международного архитектурного фестиваля «Зодчество 2020». Проект «Городской интерьер на руинах комплекса амбаров в г. Ростов-на-Дону». Москва
  • Победитель в номинации «Лучший проект общественного пространства» третьей международной премии «Золотой Треззини». Проект «Городской интерьер на руинах комплекса амбаров в г. Ростов-на-Дону». Санкт-Петербург
  • 2019г.:
  • Победитель всероссийского конкурса «Лучший цвет в интерьере 2019» «Национального чемпионата по дизайну». Проект «Питерский блюз». Москва
  • 2018г.:
  • Финалист Международного архитектурного фестиваля «Зодчество'18». Проект «Экспоцентр на Левом берегу реки Дон в Ростове-на-Дону». Москва

Коллаборации

Арт «Розовое пространство» представлен на обложке музыкального альбома «Сomatose» канадского репера Retroface. Мировая премьера – 01.10.2021


Образование

  • Курс «Виджеинг». Школа электронной музыки Tramplin.PRO. Санкт-Петербург. 2023
  • Магистр по направлению «Дизайн архитектурной среды». Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. 2020
  • Бакалавр по направлению «Архитектура». Академия Архитектуры и искусств Южного федерального университета. Ростов-на-Дону. 2018

Почему я это делаю

Осторожно - много букав!

Я отношусь к поколению, которое живет во время перемен. Все процессы в мире ускоряются. На рубеже веков мы пережили переломный момент входа в эру цифровых технологий. На смену телевидению пришли интернет и умные устройства. За 20 лет с начала 2000-х технологии эволюционировали в связи с растущими объемами информации и требованиями пользователей. За время моей учебы появились 3D-печать, генеративный дизайн, дополненная реальность, улучшились разрешение видео, технологии визуализации, производительность компьютеров. Благодаря этому именно сейчас я могу создавать цифровое искусство, которое соответствует времени и развивается вместе с технологиями.

Сейчас мы находимся на пороге нового прорыва – перехода в виртуальную реальность. Он произойдет быстро, и нам нужно будет адаптироваться к изменившимся условиям. К этому есть предпосылки: ведется разработка метавселенных, искусственного интеллекта, развиваются криптотехнологии, цифровая мода. Мы будем транслировать себя через цифровой аватар. Путешествия, мода, искусство, собственность, валюты перейдут из материального мира в виртуальный и начнут работать по новым закономерностям. Когда невозможно проверить достоверность информации, а события и вещи ведут себя непредсказуемо, по-новому актуальными становятся вопросы честности, морали, законности, культурной ценности.

С помощью цифрового искусства я помогаю заглянуть за границы познания и ощутить себя в виртуальном мире уже сейчас. Меня увлекают мысли об устройстве мира в новом медиуме. Этот мир видится мне волшебным, полным ярких впечатлений и безграничных возможностей. Отсюда – нетерпение вступить в него.

Меня так же преследует опасение, что раз в новом мире будет возможно все, то будет место и страшным, неведомым, угнетающим явлениям. Об этом еще в 1960-е нас предостерегал, например, фантаст Ст. Лем. В своем научном трактате он представил то, что сейчас можно назвать пиком совершенства технологий виртуальной реальности. Когда симуляцию невозможно отличить от материального мира, человек рискует запутаться, где настоящая реальность. Это приведет к негативным психическим и физиологическим последствиям, проблеме самоидентификации. Количество информации возрастает с ускорением, а возможности ее обработки человеком ограничены. Сверхбольшие объемы данных способен обработать только искусственный интеллект. Он же может генерировать решения, неподвластные и непонятные человеку. На определенном этапе с участием искусственного интеллекта станет возможным зарождение виртуальной реальности внутри другой виртуальной реальности и бесконечное вхождение этих реальностей. Это приведет к многократному увеличению объема информации, а место человека в системе реальностей станет сложно определить. Современная ученая в области наук о мозге Т.В. Черниговская исследует проблемы человечности в процессе цифровизации. Она выделяет ведущие особенности нашего времени, которые требуют изучения и внимательного отношения. Это высокая скорость изменений, нарушение традиционных правил и договоренностей, невозможность проверить достоверность информации. В условиях нестабильности главная задача человечества – не потерять контроль над реальностью. Ученая описывает результаты экспериментов, которые показывают превосходство искусственного интеллекта над человеческим. Ее беспокоит способность программ общаться между собой на языке, непонятом человеку. Т.В. Черниговская предупреждает, что если ИИ начнет жить свободно, то его невозможно будет остановить даже принудительным отключением от электропитания. Человечество должно понимать цели применения машинного интеллекта, так как он способен делать многие вещи лучше и быстрее человека. Сейчас наше будущее в наших руках, но это может резко измениться. Меня в этой ситуации беспокоит обращение к нематериальным ценностям. Виртуальные недвижимость, одежда, еда не восполнят базовых потребностей, поэтому важно сохранять здоровые отношения с материальным миром.

Я воспринимаю тайны виртуального мира пространственными образами. Это помогает описать непонятное через систему визуальной эстетики. Для меня важно эмоциональное воздействие виртуального пространства на реального человека. Поэтому в моем искусстве визуальный образ конструируется из переживаний, среди которых есть настороженность, потерянность, предвосхищение, интерес. Эти ощущения и являются связующими между настоящим и будущим, материальным и виртуальным. В этом плане мне близок подход к объяснению непонятного через мифологизацию. Он был свойственен первобытным цивилизациям, которые обожествляли силы природы. Так же и мы сейчас находимся на заре новой цифровой цивилизации, где предстоит многое изучить.

Кроме того, я изучаю особенности материальных инкарнаций объектов виртуального мира. Если можно оцифровать личность, то можно провести и обратный процесс – воплотить абстрактный объект в материале, наделив его полезными функциями. Такие эксперименты дают мне ощущение творца и исследователя, контролирующего процесс цифровой эволюции.

Технологии вдохновляют меня и одновременно становятся средством создания искусства. Я уверен, что в ближайшее время технологии откроют новые возможности в искусстве.