Степан Терещенко
Художник цифровой реальности
Я диджитал художник, увлеченный стремительной эволюцией современных технологий. Я создаю виртуальные пространства между современным миром и новой цифровой реальностью, чтобы подготовиться к грядущему прорыву в web 3.0.
Манифест
CV
Почему я это делаю
Осторожно - много букав!
Я отношусь к поколению, которое живет во время перемен. Все процессы в мире ускоряются. На рубеже веков мы пережили переломный момент входа в эру цифровых технологий. На смену телевидению пришли интернет и умные устройства. За 20 лет с начала 2000-х технологии эволюционировали в связи с растущими объемами информации и требованиями пользователей. За время моей учебы появились 3D-печать, генеративный дизайн, дополненная реальность, улучшились разрешение видео, технологии визуализации, производительность компьютеров. Благодаря этому именно сейчас я могу создавать цифровое искусство, которое соответствует времени и развивается вместе с технологиями.
Сейчас мы находимся на пороге нового прорыва – перехода в виртуальную реальность. Он произойдет быстро, и нам нужно будет адаптироваться к изменившимся условиям. К этому есть предпосылки: ведется разработка метавселенных, искусственного интеллекта, развиваются криптотехнологии, цифровая мода. Мы будем транслировать себя через цифровой аватар. Путешествия, мода, искусство, собственность, валюты перейдут из материального мира в виртуальный и начнут работать по новым закономерностям. Когда невозможно проверить достоверность информации, а события и вещи ведут себя непредсказуемо, по-новому актуальными становятся вопросы честности, морали, законности, культурной ценности.
С помощью цифрового искусства я помогаю заглянуть за границы познания и ощутить себя в виртуальном мире уже сейчас. Меня увлекают мысли об устройстве мира в новом медиуме. Этот мир видится мне волшебным, полным ярких впечатлений и безграничных возможностей. Отсюда – нетерпение вступить в него.
Меня так же преследует опасение, что раз в новом мире будет возможно все, то будет место и страшным, неведомым, угнетающим явлениям. Об этом еще в 1960-е нас предостерегал, например, фантаст Ст. Лем. В своем научном трактате он представил то, что сейчас можно назвать пиком совершенства технологий виртуальной реальности. Когда симуляцию невозможно отличить от материального мира, человек рискует запутаться, где настоящая реальность. Это приведет к негативным психическим и физиологическим последствиям, проблеме самоидентификации. Количество информации возрастает с ускорением, а возможности ее обработки человеком ограничены. Сверхбольшие объемы данных способен обработать только искусственный интеллект. Он же может генерировать решения, неподвластные и непонятные человеку. На определенном этапе с участием искусственного интеллекта станет возможным зарождение виртуальной реальности внутри другой виртуальной реальности и бесконечное вхождение этих реальностей. Это приведет к многократному увеличению объема информации, а место человека в системе реальностей станет сложно определить. Современная ученая в области наук о мозге Т.В. Черниговская исследует проблемы человечности в процессе цифровизации. Она выделяет ведущие особенности нашего времени, которые требуют изучения и внимательного отношения. Это высокая скорость изменений, нарушение традиционных правил и договоренностей, невозможность проверить достоверность информации. В условиях нестабильности главная задача человечества – не потерять контроль над реальностью. Ученая описывает результаты экспериментов, которые показывают превосходство искусственного интеллекта над человеческим. Ее беспокоит способность программ общаться между собой на языке, непонятом человеку. Т.В. Черниговская предупреждает, что если ИИ начнет жить свободно, то его невозможно будет остановить даже принудительным отключением от электропитания. Человечество должно понимать цели применения машинного интеллекта, так как он способен делать многие вещи лучше и быстрее человека. Сейчас наше будущее в наших руках, но это может резко измениться. Меня в этой ситуации беспокоит обращение к нематериальным ценностям. Виртуальные недвижимость, одежда, еда не восполнят базовых потребностей, поэтому важно сохранять здоровые отношения с материальным миром.
Я воспринимаю тайны виртуального мира пространственными образами. Это помогает описать непонятное через систему визуальной эстетики. Для меня важно эмоциональное воздействие виртуального пространства на реального человека. Поэтому в моем искусстве визуальный образ конструируется из переживаний, среди которых есть настороженность, потерянность, предвосхищение, интерес. Эти ощущения и являются связующими между настоящим и будущим, материальным и виртуальным. В этом плане мне близок подход к объяснению непонятного через мифологизацию. Он был свойственен первобытным цивилизациям, которые обожествляли силы природы. Так же и мы сейчас находимся на заре новой цифровой цивилизации, где предстоит многое изучить.
Кроме того, я изучаю особенности материальных инкарнаций объектов виртуального мира. Если можно оцифровать личность, то можно провести и обратный процесс – воплотить абстрактный объект в материале, наделив его полезными функциями. Такие эксперименты дают мне ощущение творца и исследователя, контролирующего процесс цифровой эволюции.
Технологии вдохновляют меня и одновременно становятся средством создания искусства. Я уверен, что в ближайшее время технологии откроют новые возможности в искусстве.